понедельник, 7 января 2013 г.

Церковь и монастырь Святого Онуфрия, монахи-василианцы и… осквернение могил в период СССР

Если вы гуляете во Львове по старой части, в частности, идете по улице Богдана Хмельницкого, но рано или поздно вы дойдете до холма, на возвышении которого под № 36 огорожен крепкими стенами какой-то монастырский комплекс. Укрепления серьезные, отреставрированные, напоминают окружение замка.
Это церковь и монастырь Святого Онуфрия. Сегодня, когда большинство храмов и церквей имеют достаточно печальный и «потрепанный» вид, этот комплекс «пышет здоровьем» и «пахнет» хорошими денежными пожертвованиями и вливаниями. Единственное, что смущает, это не слишком убранная примыкающая с главного входа территория,  но будем думать, это все временно и этакая ситуация является исключением.
Старые укрепления играют на руку и сегодня, монастырь производит впечатление неприступной крепости, попасть в которую не так то просто.
Весь комплекс с 1904 года, с перерывом на период СССР (1946-1989) принадлежит ордену Святого Василия Великого Украинской Греко-католической церкви. Сам орден один из основных монашеских орденов УГКЦ, основоположником которого считается святой Василий Великий (329—379), один из самых значительных Отцов Восточной Церкви.
Говорят, что сегодня в нем живет 22 монаха, в т.ч. 14 иеромонахов, а наместником является - о. Макарий Солюк. И не могу не сказать, что мне очень нравится, как выглядит монашеская одежда василианцев.
В отношении же самого комплекса, следует отметить, что он, как и все храмовые сооружения этой части Львова имеет богатую и древнюю историю. Но меня в истории этих зданий поразил только один факт, связанный, к сожалению, с осквернением могил.
На месте нынешнего монастырского сада, с конца 16 века было кладбище монахов и прихожан Успенской церкви. Здесь были похоронены как значимые и уважаемые монахи - василиннцы, так и  известный Иван Федоров. Тот самый Федоров, который создал первые печатные книги кириллицей на Украине «Апостол» и «Букварь».
По преданию, здесь в келии Святоонуфриевского монастыря первопечатник Федоров 15 февраля 1574 года завершил работу над первой книгой - «Апостолом».
Похоронен он был здесь же в 1583 году, хоть и не был монахом этого ордена.
До 1883 над его могилой стояла каменная плита с надписью «Іоанъ Федоровичъ друкарь москвитинъ, который своимъ тщаніємъ друкованіє занедбалоє обновилъ. Преставился въ Львове року АФПГ декамвріа Є. Друкарь книгъ предтымъ невиданыхъ».
В 1971 г. во время реставрационных работ было вскрыто захоронение Ивана Федорова, в котором также обнаружили останки его и его сына Ивана, умершего внезапно, через три года после отца.
Почему советской власти понадобилось осквернять столь древнюю могилу уважаемого для многих человека, для меня просто непостижимо. Какие такие исторические факты и доказательства пытались найти там советские ученые, остается загадкой.
Факт состоит только в том, что сегодня этой могилы нет. Ни ее, ни надгробной плиты.
Вместо этого в 1977 году во дворе была установлена трехфигурная композиция, изображающая великого первопечатника с помощниками (скульптор А. Галян).
В отреставрированном при СССР помещении здесь открыли  музей Ивана Федорова, а на территории монастыря сделали общежитие Львовского полиграфического техникума имени Ивана Федорова.
Вот такая печальная история, связана с историей монастыря.
В заключение, несколько известных фактов о монастырском комплексе.
1. Архитектурный комплекс с церковью и башней-колокольней не имеет признаков единого стиля: строительство велось в разные периоды.
2. Еще при князе Льве Даниловиче здесь стоял деревянный храм, при котором в середине 15 века был построен монастырь ордена василиан, но все эти строения сгорели.
3. Впоследствии в 16 веке князем Константином Острожским была возведена каменная церковь
4. Основные даты строительства и реконструкуий: 1683; 1693—1698 (сооружение оборонительных стен); конец 18 — начало 19 вв. (перестройки, изменения внутреннюю планировку здания); 1972-1977; 1998 (реставрация с частичной реконструкцией).
5. В 16 в. достроили Троицкую часовню, получившую название «малой церкви», в 17 в. все церковные строения и монастырь были обнесены стенами, в 18 в. между часовней и монастырем прорыли подземный ход, в 19 в. достроили алтарную часть и правую капеллу.
6. Парадная лестница - главный вход на территорию монастыря, построена в 1780 г. 




12 комментариев:

  1. Какого цвета ряса у василиан - черная или синяя? Кстати, сам орден, насколько я понял, был запрещен в советское аремя?
    Насчет мотивов и намерений деятельности советских историков я тоже не понимаю. Мне кажется, это вообще без всякого здравого смысла делалось. Просто из желания влезть и сделать об этом отметку в своих журналах.

    ОтветитьУдалить
  2. Ряса строгая черная. В советское время был в подполье, да.
    А вскрытие могил при СССР - это вообще ад. Рядом с Киевом - Чернигов, весь перекопанный во времена СССР и все вывезено в Москву. Зачем? Где все эти остатки? Ужас короче.

    ОтветитьУдалить
  3. Мне в интернете попалось фото монахов в черных и синих рясах, поэтому хотел уточнить.
    Перекопали на самом деле все. Наверняка ты читала про раскопки могилы Тамерлана, которые вызвали ужас у местного населения.
    Думаю, это было намеренное надругательство, без научного смысла. Зато нас всех одарили мумией Ленина.
    О монастыре: много строили, но на мой взгляд, гармонично. нет эклектики, какой-то чужеродности разных частей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. О Тамерлане читала. И даже о пророчестве и о начале войны. Вообще-то столько лет это все пролежало в земле и вот нужно было советским ученым там порыться...ужас

      Удалить
  4. И еще отдельно, на мою любимую тему, поскольку герб есть на одном из фото :-)
    Герб Василианского ордена святого Иосафата состоит из обрамленного дугой огненного столба, что символизирует пламя любви, как постоянный указатель в служении Богу и ближним; огненный столб также является символом св. Василия Великого, над огненным столбом изображено солнце - символ самого Спасителя-Жизнодавца; в солнце помещена монограмма Иисуса Христа, над которой является крест, как знак следования за Ним. Весь герб окружает венок из двух ветвей: дубовой и лавровой. Дубовая ветвь символизирует постоянство и мощь в духовном росте и трудах, а лавровая - эсхатологическую, вечную награду для победителей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У них что-то похожее и в уставе записано. Я не разбиралась, так глянула просто в чем смысл, а ты через герб все объяснил)

      Удалить
  5. Советская власть понимала, что сфера покойных - это сфера сакральная, поэтому и организовывала все эти якобы научные исследования, чтобы внести разлад в души людей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Думаю они вообще не задумывались ни о чем. Невежество порождает зло. А в СССР было принято быть атеистом и гордиться этим. Единственная вера - вера в КПСС

      Удалить
  6. Потому и люблю геральдику и вообще эмблематику и символику, что очень емко они передают много информации :-)
    Тем более что в религиозной символике вообще много интересного, ведь это такая колоссальная историческая традиция, созданная многими великими умами.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Борь, к этому же тягу нужно иметь) И увлекаться этим. Мне вот сложно.

      Удалить
  7. Это можно восполнять общением :-) у меня раньше не было интереса к Украине, и вроде бы не было и мотивов к его появлению. А теперь есть, так как есть источник :-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Боря) Мне очень приятно, тем более я люблю свою страну))

      Удалить