Если
вы гуляете во Львове по старой части, в частности, идете по улице Богдана
Хмельницкого, но рано или поздно вы дойдете до холма, на возвышении которого
под № 36 огорожен крепкими стенами какой-то монастырский комплекс. Укрепления
серьезные, отреставрированные, напоминают окружение замка.
Это
церковь и монастырь Святого Онуфрия. Сегодня, когда большинство храмов и
церквей имеют достаточно печальный и «потрепанный» вид, этот комплекс «пышет
здоровьем» и «пахнет» хорошими денежными пожертвованиями и вливаниями. Единственное, что смущает, это не слишком убранная примыкающая с главного входа территория, но будем думать, это все временно и этакая ситуация является исключением.
Старые
укрепления играют на руку и сегодня, монастырь производит впечатление
неприступной крепости, попасть в которую не так то просто.
Весь
комплекс с 1904 года, с перерывом на период СССР (1946-1989) принадлежит ордену
Святого Василия Великого Украинской Греко-католической церкви. Сам орден
один из основных монашеских орденов УГКЦ, основоположником которого считается
святой Василий Великий (329—379), один из самых значительных Отцов Восточной
Церкви.
Говорят,
что сегодня в нем живет 22 монаха, в т.ч. 14 иеромонахов, а наместником является - о. Макарий Солюк. И не могу не сказать, что мне очень нравится, как
выглядит монашеская одежда василианцев.
В
отношении же самого комплекса, следует отметить, что он, как и все храмовые
сооружения этой части Львова имеет богатую и древнюю историю. Но меня в истории
этих зданий поразил только один факт, связанный, к сожалению, с осквернением
могил.
На
месте нынешнего монастырского сада, с конца 16 века было кладбище монахов и
прихожан Успенской церкви. Здесь были похоронены как значимые и уважаемые
монахи - василиннцы, так и известный
Иван Федоров. Тот самый Федоров, который создал первые печатные книги кириллицей
на Украине «Апостол» и «Букварь».
По
преданию, здесь в келии Святоонуфриевского монастыря первопечатник Федоров 15
февраля 1574 года завершил работу над первой книгой - «Апостолом».
Похоронен
он был здесь же в 1583 году, хоть и не был монахом этого ордена.
До 1883 над
его могилой стояла каменная плита с надписью «Іоанъ Федоровичъ друкарь
москвитинъ, который своимъ тщаніємъ друкованіє занедбалоє обновилъ. Преставился
въ Львове року АФПГ декамвріа Є. Друкарь книгъ предтымъ невиданыхъ».
В
1971 г. во время реставрационных работ было вскрыто захоронение Ивана
Федорова, в котором также обнаружили останки его и его сына Ивана, умершего внезапно,
через три года после отца.
Почему
советской власти понадобилось осквернять столь древнюю могилу уважаемого для
многих человека, для меня просто непостижимо. Какие такие исторические факты и
доказательства пытались найти там советские ученые, остается загадкой.
Факт
состоит только в том, что сегодня этой могилы нет. Ни ее, ни надгробной плиты.
Вместо
этого в 1977 году во дворе была установлена трехфигурная композиция,
изображающая великого первопечатника с помощниками (скульптор А. Галян).
В
отреставрированном при СССР помещении здесь открыли музей Ивана Федорова, а на территории монастыря сделали общежитие Львовского полиграфического
техникума имени Ивана Федорова.
Вот такая печальная история, связана с историей монастыря.
В
заключение, несколько известных фактов о монастырском комплексе.
1.
Архитектурный комплекс с церковью и
башней-колокольней не имеет признаков единого стиля: строительство велось в
разные периоды.
2.
Еще при князе Льве Даниловиче здесь стоял деревянный храм, при котором в
середине 15 века был построен монастырь ордена василиан, но все эти строения
сгорели.
3.
Впоследствии в 16 веке князем Константином Острожским была возведена каменная
церковь
4.
Основные даты строительства и реконструкуий: 1683; 1693—1698 (сооружение
оборонительных стен); конец 18 — начало 19 вв. (перестройки, изменения
внутреннюю планировку здания); 1972-1977; 1998 (реставрация с частичной
реконструкцией).
5.
В 16 в. достроили Троицкую часовню, получившую название «малой церкви», в 17 в.
все церковные строения и монастырь были обнесены стенами, в 18 в. между
часовней и монастырем прорыли подземный ход, в 19 в. достроили алтарную часть и
правую капеллу.
6.
Парадная лестница - главный вход на территорию монастыря, построена в 1780 г.
Какого цвета ряса у василиан - черная или синяя? Кстати, сам орден, насколько я понял, был запрещен в советское аремя?
ОтветитьУдалитьНасчет мотивов и намерений деятельности советских историков я тоже не понимаю. Мне кажется, это вообще без всякого здравого смысла делалось. Просто из желания влезть и сделать об этом отметку в своих журналах.
Ряса строгая черная. В советское время был в подполье, да.
ОтветитьУдалитьА вскрытие могил при СССР - это вообще ад. Рядом с Киевом - Чернигов, весь перекопанный во времена СССР и все вывезено в Москву. Зачем? Где все эти остатки? Ужас короче.
Мне в интернете попалось фото монахов в черных и синих рясах, поэтому хотел уточнить.
ОтветитьУдалитьПерекопали на самом деле все. Наверняка ты читала про раскопки могилы Тамерлана, которые вызвали ужас у местного населения.
Думаю, это было намеренное надругательство, без научного смысла. Зато нас всех одарили мумией Ленина.
О монастыре: много строили, но на мой взгляд, гармонично. нет эклектики, какой-то чужеродности разных частей.
О Тамерлане читала. И даже о пророчестве и о начале войны. Вообще-то столько лет это все пролежало в земле и вот нужно было советским ученым там порыться...ужас
УдалитьИ еще отдельно, на мою любимую тему, поскольку герб есть на одном из фото :-)
ОтветитьУдалитьГерб Василианского ордена святого Иосафата состоит из обрамленного дугой огненного столба, что символизирует пламя любви, как постоянный указатель в служении Богу и ближним; огненный столб также является символом св. Василия Великого, над огненным столбом изображено солнце - символ самого Спасителя-Жизнодавца; в солнце помещена монограмма Иисуса Христа, над которой является крест, как знак следования за Ним. Весь герб окружает венок из двух ветвей: дубовой и лавровой. Дубовая ветвь символизирует постоянство и мощь в духовном росте и трудах, а лавровая - эсхатологическую, вечную награду для победителей.
У них что-то похожее и в уставе записано. Я не разбиралась, так глянула просто в чем смысл, а ты через герб все объяснил)
УдалитьСоветская власть понимала, что сфера покойных - это сфера сакральная, поэтому и организовывала все эти якобы научные исследования, чтобы внести разлад в души людей.
ОтветитьУдалитьДумаю они вообще не задумывались ни о чем. Невежество порождает зло. А в СССР было принято быть атеистом и гордиться этим. Единственная вера - вера в КПСС
УдалитьПотому и люблю геральдику и вообще эмблематику и символику, что очень емко они передают много информации :-)
ОтветитьУдалитьТем более что в религиозной символике вообще много интересного, ведь это такая колоссальная историческая традиция, созданная многими великими умами.
Борь, к этому же тягу нужно иметь) И увлекаться этим. Мне вот сложно.
УдалитьЭто можно восполнять общением :-) у меня раньше не было интереса к Украине, и вроде бы не было и мотивов к его появлению. А теперь есть, так как есть источник :-)
ОтветитьУдалитьСпасибо, Боря) Мне очень приятно, тем более я люблю свою страну))
Удалить