История двух баварских замков (Хоэншвангау и Нойшванштайн) очень напоминает историю многих людей. Начну с истории замка Нойшванштайн, которою можно найти во всех туристических справочниках, а его фотографии на множестве туристических плакатов. Мне понравилась его история, рассказанная здесь: http://www.allcastles.ru, постараюсь пересказать вам ее своими словами
Замок Нойшванштайн (Neuschwanstein, буквально «Новый лебединый камень») был построен в 1869—1891 гг. королем Людвигом II, Баварским. Это даже не столько замок в привычном понимании этого слова— это дворец, «дворец мечты» его создателя, который ему так и не удалось увидеть в полном своем великолепии.
Людвиг II, Баварский, основатель замка, провел свое детство в замке Хоэшвангау, построенном в 1832 г. его отцом, Максимиллианом II, Баварским. Стены Хоэшвангау были украшены сценами из средневековых легенд, включая и сказание о лебедином рыцаре Лоэнгрине. Максимиллиан II сделал лебедя лейтмотивом всего замк Хоэншвангау. Что касается Людвига, то в детстве он часто представлял себя на месте сказочных персонажей, особенно сильно будоражил его воображение Лоэнгрин.
В 1864 г. в возрасте 18 лет после неожиданной смерти отца Людвиг становится королем, не имея при этом никакого опыта, как в жизни, так и в политике. Ряд политических и военных неудач, приводят к огромному потрясению.
Людвиг начинает строить вокруг себя свой выдуманный мир, в котором он сможет чувствовать себя настоящим королем. В том числе начинается строительство замка Нойшванштайн. Людвиг отдает строительству все силы. Чтобы укрыться от реальности он постепенно меняет свой режим и предпочитает спать днем, а бодрствовать ночью. Тогда же он задумал выстроить свои замки, чтобы укрыться в них от мирской суеты. Первый замок должен был быть построен неподалеку от его родного Хоэшвангау.
«Прекраснейшее место, что можно найти, — писал Людвиг Рихарду Вагнеру, своему любимому композитору, — Здесь я построю замок в стиле старых немецких рыцарских крепостей… Моя крепость будет прекраснее и уютнее, чем Хоэншвангау».
Раньше на выбранном месте строительства стоял замок Vorder-und-Hinterhohenschwangau , однко к началу XIX в. от него остались одни руины.
Первый камень в основание «Нового Хоэшвангау» (имя «Нойшванштайн» замок получит после смерти Людвига) заложен 5 сентября 1869 года. Увы, но строительство замка шло не так быстро, как того хотелось королю. Разместить в горах столь сложный образец архитектуры было достаточно сложно. Огромное количество художников, архитекторов и мастеровых трудилось над воплощением идей и грез Людвига. Нереальные сроки, которые он порой ставил, требовали работы и днем и ночью.
В ходе строительства король все более отдалялся от людей, поэтому план замка постоянно пересматривался. Например, была исключена комната для гостей и добавлен небольшой грот. Скромный зал для аудиенций превратился в Тронный зал.
Уход от руководства Баварией не мог пройти незамеченным. Необдуманные поступки и плохое руководство землями привело к тому, что правительство объявило его сумасшедшим и сместило с должности в 1886 г. — хотя Баварская конституция того времени и не предполагала такой возможности. Людвиг был отправлен в Berg Palace. На следующий день после прибытия на место он погиб при загадочных обстоятельствах, утонув в озере Старнберг вместе со своим психиатром, который и объявил его сумасшедшим.
В 1886 г. постройка замка еще не была завершена. Работа остановилась на главной башне, донжоне. Семь недель спустя смерти короля Людвига II, Баварского замок был открыт для посещения публики.
Мне кажется, замку повредила его туристическая раскрученность. Проблема не в том, что его много посещают, а в том, что многие люди видят что-то не то, что вкладывал Людвиг. Он ведь вкладывал определенные идеи, а не просто создавал красивый предмет.
ОтветитьУдалитьМое восприятие Нойшванштайна менялось. Сначала я был в восторге, но со временем подумал - а ради чего все это? Дом должен служить какой-то цели, а цель Нойшванштайна мне сейчас представляется туманной. Фактически все свелось к отшельничеству Людвига, а ради этого стоило ли воздвигать такое строение, тратить столько сил и средств? Пещера или келья отшельника не предполагают такого украшательства.
Я меня как то сразу посетила мысль о том, что сколько сил человеческих и ресурсов и зачем? Вот такое недоумение не покидало все время. Я ведь сама настаивала на поездке и такая интересная у меня получилась реакция.
ОтветитьУдалитьБез личного впечатления как понять? Такие объекты требуют личного, очного знакомства. Я в любом случае рад, что там побывал, и много впечатлений и мыслей возникло.
ОтветитьУдалитьНо все-таки, с увеличением опыта знакомств с замками и дворцами я понял, что по-настоящему можно проникнуться только теми, где жили люди. За которыми история, какой бы они ни была.
Нойшванштайн наш экскурсовод определил как "эстетическая фикция", и я с ним совершенно согласен. На мой взгляд, это эффектная экспозиция картин, мозаик и прочих произведений искусства. Как музей.
Это точно. Ты полностью прав, характер замка познается только через жизнь людей и их судьбы
ОтветитьУдалить