вторник, 9 апреля 2013 г.

Замок Нойшванштайн (Neuschwanstein)

   История двух баварских замков (Хоэншвангау  и Нойшванштайн) очень напоминает историю многих людей. Начну с истории замка Нойшванштайн, которою можно найти во всех туристических справочниках, а его фотографии на множестве туристических плакатов. Мне понравилась его история, рассказанная здесь: http://www.allcastles.ru, постараюсь пересказать вам ее своими словами
  Замок Нойшванштайн (Neuschwanstein, буквально «Новый лебединый камень») был построен  в 1869—1891 гг. королем Людвигом II, Баварским. Это даже не столько замок в привычном понимании этого слова— это дворец, «дворец мечты» его создателя, который ему так и не удалось увидеть в полном своем великолепии.
Людвиг II, Баварский, основатель замка, провел свое детство в замке Хоэшвангау, построенном в 1832 г. его отцом, Максимиллианом II, Баварским. Стены Хоэшвангау были украшены сценами из средневековых легенд, включая и сказание о лебедином рыцаре Лоэнгрине. Максимиллиан II сделал лебедя лейтмотивом всего замк Хоэншвангау. Что касается Людвига, то в детстве он часто представлял себя на месте сказочных персонажей, особенно сильно будоражил его воображение Лоэнгрин.
В 1864 г. в возрасте 18 лет после неожиданной смерти отца Людвиг становится королем, не имея при этом никакого опыта, как в жизни, так и в политике. Ряд политических и военных неудач, приводят к огромному потрясению.
Людвиг начинает строить вокруг себя свой выдуманный мир, в котором он сможет чувствовать себя настоящим королем. В том числе начинается строительство замка Нойшванштайн. Людвиг отдает строительству все силы. Чтобы укрыться от реальности он постепенно меняет свой режим и предпочитает спать днем, а бодрствовать ночью. Тогда же он задумал выстроить свои замки, чтобы укрыться в них от мирской суеты. Первый замок должен был быть построен неподалеку от его родного Хоэшвангау.
«Прекраснейшее место, что можно найти, — писал Людвиг Рихарду Вагнеру, своему любимому композитору, — Здесь я построю замок в стиле старых немецких рыцарских крепостей… Моя крепость будет прекраснее и уютнее, чем Хоэншвангау».
Раньше на выбранном месте строительства стоял  замок Vorder-und-Hinterhohenschwangau , однко к началу XIX в. от него остались одни руины.
Первый камень в основание «Нового Хоэшвангау» (имя «Нойшванштайн» замок получит после смерти Людвига) заложен 5 сентября 1869 года. Увы, но строительство замка шло не так быстро, как того хотелось королю. Разместить в горах столь сложный образец архитектуры было достаточно сложно. Огромное количество художников, архитекторов и мастеровых трудилось над воплощением идей и грез Людвига. Нереальные сроки, которые он порой ставил, требовали работы и днем и ночью.
В ходе строительства король все более отдалялся от людей, поэтому план замка постоянно пересматривался. Например, была исключена комната для гостей и добавлен небольшой грот. Скромный зал для аудиенций превратился в Тронный зал.
Уход от руководства Баварией не мог пройти незамеченным. Необдуманные поступки и плохое руководство землями привело к тому, что правительство объявило его сумасшедшим и сместило с должности в 1886 г. — хотя Баварская конституция того времени и не предполагала такой возможности. Людвиг был отправлен в Berg Palace. На следующий день после прибытия на место он погиб при загадочных обстоятельствах, утонув в озере Старнберг вместе со своим психиатром, который и объявил его сумасшедшим.
В 1886 г. постройка замка еще не была завершена. Работа остановилась на главной башне, донжоне. Семь недель спустя смерти короля Людвига II, Баварского замок был открыт для посещения публики.

4 комментария:

  1. Мне кажется, замку повредила его туристическая раскрученность. Проблема не в том, что его много посещают, а в том, что многие люди видят что-то не то, что вкладывал Людвиг. Он ведь вкладывал определенные идеи, а не просто создавал красивый предмет.
    Мое восприятие Нойшванштайна менялось. Сначала я был в восторге, но со временем подумал - а ради чего все это? Дом должен служить какой-то цели, а цель Нойшванштайна мне сейчас представляется туманной. Фактически все свелось к отшельничеству Людвига, а ради этого стоило ли воздвигать такое строение, тратить столько сил и средств? Пещера или келья отшельника не предполагают такого украшательства.

    ОтветитьУдалить
  2. Я меня как то сразу посетила мысль о том, что сколько сил человеческих и ресурсов и зачем? Вот такое недоумение не покидало все время. Я ведь сама настаивала на поездке и такая интересная у меня получилась реакция.

    ОтветитьУдалить
  3. Без личного впечатления как понять? Такие объекты требуют личного, очного знакомства. Я в любом случае рад, что там побывал, и много впечатлений и мыслей возникло.
    Но все-таки, с увеличением опыта знакомств с замками и дворцами я понял, что по-настоящему можно проникнуться только теми, где жили люди. За которыми история, какой бы они ни была.
    Нойшванштайн наш экскурсовод определил как "эстетическая фикция", и я с ним совершенно согласен. На мой взгляд, это эффектная экспозиция картин, мозаик и прочих произведений искусства. Как музей.

    ОтветитьУдалить
  4. Это точно. Ты полностью прав, характер замка познается только через жизнь людей и их судьбы

    ОтветитьУдалить